Сфера деятельности компании


Ведущая компания мировой алюминиевой отрасли, крупнейший производитель алюминия с низким углеродным следом.

Благотворительная деятельность / социальные инвестиции компании


Являясь крупнейшим мировым производителем алюминия, РУСАЛ осознает влияние производства на окружающую и социальную среду и общество, и понимает необходимость устойчивого развития, призванного сохранить экосистему для нынешнего и будущих поколений, обеспечить устойчивую ресурсную базу для бизнеса и создать долгосрочное устойчивое конкурентное преимущество для компании на рынке. Принципы устойчивого развития положены в основу стратегии развития Компании. Основными целевыми и стратегическими приоритетными направлениями социальных инвестиций РУСАЛа в России и за рубежом являются поддержка социальных инициатив и повышение качества жизни жителей и местных сообществ во всех регионах присутствия компании. ЦУР 11 Устойчивые города и населенные пункты является одним из приоритетов обновленной социальной стратегии компании, которая направлена на внедрение моделей устойчивого социального инвестирования в интегрированное социально-экономическое развитие в регионах с широким участием заинтересованных сторон для создания благоприятных социальных условий для производственной деятельности.

В соответствии с Политикой благотворительной и спонсорской деятельности РУСАЛа, социальные инвестиции - это комплекс программ и мероприятий, направленных на создание условий для социально-экономического развития регионов и улучшение качества жизни населения. Социальные инвестиции должны содействовать реализации бизнес-целей компании. Благотворительная и спонсорская деятельность осуществляется Группой РУСАЛ без цели получения прямой материальной выгоды или каких-либо коммерческих преимуществ и направлена исключительно на достижение целей устойчивого развития в территориях ответственности РУСАЛа.

Подход Компании к реализации ЦУР и соответствующих задач


Цель №3: Хорошее здоровье и благополучие. Вклад компании:
  • Укрепление здоровья населения путем предоставления равноправного доступа к квалифицированной первичной медицинской помощи.
  • Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (СПИД, туберкулез, малярия, тропические болезни и другие инфекционные заболевания) посредством обеспечения всеобщего доступа к безопасным и эффективным лекарственным средствам и вакцинам.
  • Содействие в проведении исследований и разработке вакцин и лекарственных препаратов для лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний.


Вклад в 2020-2021 годах:
  • 8 млрд. руб. расходы на борьбу с COVID-19
  • На 17% сокращен коэффициент травматизма (LTIFR – 0.15)
  • $12,5 млн выделено на строительство и оборудование медицинских центров
  • В Гвинею осуществлены поставки вакцины Спутник-V для профилактики COVID-19


Достойная работа и экономический рост (Цель № 8). Вклад компании:
  • Повышение устойчивости бизнеса путем развития культуры производства, бережливого использования ресурсов, инновационной деятельности, комфортных условий труда, в особенности в секторах с высокой добавленной стоимостью и трудоемких секторах.
  • Снижение предельной величины воздействия на окружающую среду за счет устойчивого производства по всей цепочке создания стоимости и аккредитации поставщиков.
  • Сокращение доли молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков.
  • Содействие обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся, защита трудовых прав.


Достижения в 2021 году:
  • 10 508 сотрудников прошли обучение в рамках профессионального развития в Компании
  • 84,6% сотрудников охвачены коллективными договорами
  • 54,5% доля женщин среди специалистов
  • 612 обращений получено службой доверия СигнAL


Устойчивые города и населённые пункты (Цель № 11). Вклад компании:
  • Повышение благосостояния и устойчивости местных сообществ за счет социальных инвестиций в доступное и качественное здравоохранение и образование, а также раскрытие человеческого потенциала в творчестве, спорте и других сферах.
  • Поддержка людей и уязвимых групп населения в сложных жизненных ситуациях. — Содействие созданию условий в целях построения более равноправного и справедливого общества.
  • Содействие переходу к устойчивой городской среде за счет участия общественности в принятии решений, в том числе путем повышения комфортности среды проживания, создания условий для лиц с ограниченными возможностями и обеспечения высокого качества общественной инфраструктуры, транспорта и социальных услуг.


Достижения в 2021 году:
  • 30 953 сотрудников прошли обучение по теме противодействия коррупции
  • $ 45,12 млн направлено на реализацию социальных и благотворительных программ, включая финансирование программы «Устойчивое развитие территорий ответственности» в объеме 2,33 млрд руб.
  • 1 238 участников программы Школы городских изменений


Ответственное потребление и производство (Цель № 12). Вклад компании:
  • Поощрение ответственного отношения к окружающей среде, в основе которого лежит строгое соблюдение законодательных требований и интересов населения, проживающего на территориях деятельности Компании.
  • Масштабное развитие экономики замкнутого цикла за счет сокращения объема отходов, их переработки и повторного использования.
  • Предоставление полной и прозрачной информации об использовании природных ресурсов и конкретных методах производства.


Достижения в 2021 году:
  • На 24,5% сокращен сброс промышленных сточных вод
  • 91,5% доля оборотной и повторно используемой воды
  • 82,1% отходов производства РУСАЛа перерабатывается собственными силами либо передается на переработку или утилизацию


Борьба с изменением климата (Цель № 13). Вклад компании:
  • Мониторинг и сокращение прямых и косвенных выбросов парниковых газов.
  • Принятие мер, направленных на повышение гибкости и способности компании адаптироваться к климатическим рискам и стихийным бедствиям.


Достижения в 2021 году:
  • На 11,6% снижены прямые удельные выбросы парниковых газов на алюминиевых заводах компании по сравнению с уровнем 2014 года
  • На 4,2 % снижено среднее удельное потребление электроэнергии на алюминиевых заводах компании по сравнению с уровнем 2011 года


Сохранение экосистем суши (Цель № 15). Вклад компании:
  • Сохранение, восстановление и рациональное использование наземных и внутренних пресноводных экосистем, в том числе лесов, водно-болотных угодий, гор и засушливых земель
  • Внедрение методов рационального использования всех типов лесов, восстановление деградировавших лесов и значительное расширение масштабов лесонасаждения и лесовосстановления
  • Реализация мероприятий, направленных на сдерживание темпов деградации естественной среды обитания и защиту биологического разнообразия.


Достижения в 2021 году:
  • $138 млн расходы на природоохранные мероприятия
  • В 2,2 раза увеличена площадь рекультивированных земель
  • Мониторингом пожарной безопасности охвачены 505 тыс. га тайги


Партнерство в интересах устойчивого развития (Цель № 17). Вклад компании:
  • Сотрудничество с международными организациями, НКО, институтами гражданского общества и компаниями отрасли с целью достижения быстрых и ощутимых результатов в области смягчения последствий изменений климата.


Достижения в 2021 году:
  • Оценка в рейтинге CDP «A-»
  • Серебрянная медаль в рейтинге устойчивого развития поставщиков EcoVadis
  • 13 предприятий (+4) компании сертифицированы по стандартам ответственного управления в области производства алюминия (Aluminium Stewardship Initiative, ASI) - международной инициативе производителей алюминия и алюминиевой продукции в области устойчивого развития производственной цепочки алюминия.


Целевые показатели, в которые компания вносит свой вклад


АНО Национальные приоритеты по итогам анализа программ корпоративной социальной ответственности, реализованных российским бизнесом в 2021 г., присвоил компании РУСАЛ статус «Партнер национальных проектов». В частности, был отмечен вклад 5 благотворительных программ РУСАЛ в достижение национальных целей и реализацию национальных проектов: Программа «Территория РУСАЛа» (Жилье и городская среда, ФП Формирование комфортной городской среды), Проект «На лыжи!» (Демография, ФП «Спорт — норма жизни»), Образовательная онлайн-платформа «РУСАЛ школам России» (Образование, ФП «Цифровая образовательная среда»), Экологический проект «День реки» (Экология Сохранение уникальных водных объектов), Программа поддержки инициатив озеленения «Зеленая волна» (Экология, ФП Сохранение лесов). Подробная информации о вкладе социальных проектов РУСАЛ на сайте организаторов Национального рэнкинга Наш вклад.

Вклад РУСАЛа в достижение Национальных целей развития:

а) Национальная цель «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей».

Целевые показатели: повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%.

Вклад компании в достижение цели в 2021 году:
  • Завершён проект «Строительство «Медицинских центров помощи и спасения» в 7 городах России: на завершение ремонтных работ, оснащение и благоустройство прилегающих к объектам территорий в 2021 г. было направлено 0,8 млрд руб. Общий объем социальных инвестиций в реализацию проекта в 2020-2021 гг. составил 3,4 млрд руб.
  • Все сотрудники РУСАЛа обладают правом на получение бесплатной медицинской помощи в ООО «РУСАЛ Медицинский центр», которое имеет 12 филиалов и четыре обособленных подразделения в 9 территориях ответственности компании. Штат Медицинского центра насчитывает 677 сотрудников, обслуживающих свыше 56 тыс. человек.
  • В 2021 году компания затратила 1,7 млрд рублей на обеспечение здорового образа жизни сотрудников. В частности, на промплощадках были созданы бесплатные тренажерные залы; ежегодный медицинский осмотр для сотрудников на производственных участках с вредными условиями труда; программы профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; бюджет компании ежегодно предусматривает затраты на спортивные мероприятия; дотация на питание всем сотрудникам РУСАЛа; 0,5 л. молока на смену для сотрудникам на производстве.


Целевые показатели: увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 %.

Вклад компании в достижение цели в 2021 году:
  • Проект «На лыжи!» реализуется с 2016 года компанией РУСАЛ в партнерстве с компанией En+ Group и Федерацией лыжных гонок России и направлен на развитие лыжного спорта. Общий объём инвестиций в лыжную инфраструктуру – более 100 млн руб. Проводятся ежегодные соревнования на Кубок РУСАЛа и En+ Group с участием более боле 800 юных спортсменов из 8 регионов РФ ежегодно; более 1000 региональных детских тренеров повысили свою профессиональную квалификацию. Оказана материально-техническая помощь спортсменам регионов проекта на сумму более 15 млн руб. Проводятся общегородские лыже-физкультурные праздники в городах проекта с участием до 3 тыс. человек в каждом городе; Создано самое большое в России интернет-сообщество любителей лыжных гонок (более 150 тысяч человек); регулярно проводятся антидопинговые семинары для юных спортсменов (совместно с антидопинговым агентством РУСАДА) и обучающие семинары для тренеров. К популяризации лыжных гонок привлекаются звезды лыжных гонок и действующие тренеры и спортсмены сборной России.


б) Национальная цель «Возможности для самореализации и развития талантов».

Целевые показатели: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

Вклад компании в достижение цели в 2021 году:
  • Компания продолжила реализацию проекта «РУСАЛ-классы», обеспечивающего дистанционное обучение для школ и колледжей, не имеющих необходимого собственного оборудования. Проект был запущен в связи с недостаточно высоким уровнем образования в отдельных регионах присутствия компании, чтобы подготовить учащихся к ЕГЭ.
  • Металлургическая олимпиада «13 элемент. ALхимия будущего» — научный конкурс для школьников, интересующихся естественными и точными науками. Начиная с 2012 г. в конкурсе приняло участие более 18 000 школьников. Традиционно это творческое состязание проводится также для учителей и школ. Цель конкурса — выявление и развитие способностей учащихся. Победителям вручают дипломы, а выпускники 11-х классов получают дополнительные 10 баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы-партнеры. Призеры конкурса зачисляются в кадровый резерв и имеют преимущества при поступлении на целевые учебные программы в партнерских региональных вузах компании, а также могут продолжать работать самостоятельно над новыми проектами в студенческом корпоративном центре молодежных инициатив «Лаборатория РУСАЛа».
  • «Лаборатория РУСАЛа» - это научный конкурс для студентов вузов и техникумов по отдельным направлениям (электролизное производство, литейные технологии и инновационные сплавы, глиноземное производство, углеродное производство и материалы, инновационная продукция из алюминия). Цель конкурса - отбор талантливых участников и внедрение их идей в существующие бизнес-процессы.
  • Для школьников в городах присутствия организуются также инженерные кружки и секции; экскурсии на производство; оказывается помощь талантливым ребятам для участия в чемпионатах профессионального мастерства «JuniorSkills» и фестивале робототехники «РобоФест»; корпоративная образовательная программа «Путешествие на планету РУСАЛ» в детском оздоровительном лагере «Дружба»;, Профориентационные уроки для абитуриентов ВУЗов и ССУЗов.
  • Для молодёжи в городах присутствия организуются также: целевое обучение в профильных вузах Красноярска, Екатеринбурга и Иркутска; производственная практика с перспективой приглашения на работу; привлечение студентов к исследовательским разработкам; целевая подготовка студентов из Гвинеи, Гайаны и Ямайки в российских вузах для работы на зарубежных предприятиях компании; именные стипендии и образовательные гранты.


Целевые показатели: Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.

Вклад компании в 2021 г.:
  • Компания поддерживает научно-образовательный центр мирового уровня «Енисейская Сибирь» (Красноярский край)


Целевые показатели Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.

Вклад Компании в 2021 г.:
  • Общее количество привлеченных волонтеров по итогам реализации волонтёрских проектов РУСАЛа в 2021 году - 3 130 человек, в т.ч. 1 814 сотрудников РУСАЛа участвуют в волонтерской деятельности постоянно.
  • Программа развития корпоративного и общегородского волонтёрского движения «Помогать просто».


в) Национальная цель «Комфортная и безопасная среда для жизни»

Целевые показатели: улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год.

Вклад компании в 2021 г.:

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в 2021 году компания возобновила льготную жилищную программу для сотрудников, задействованных на производстве. Программа предоставляет сотрудникам возможность приобрести квартиру или рефинансировать действующую ипотеку за счет корпоративного кредита. Также сотрудники вправе получить ипотеку по льготной процентной ставке, при этом 50% ежемесячного платежа покрывается компанией, а также РУСАЛ выплачивает за сотрудника первоначальный взнос в размере 10%. По состоянию на конец 2021 г. к участию в жилищной программе присоединились 775 сотрудников, что стало возможным благодаря расширению географического охвата программы за счет уральских предприятий, а также предприятий Волгограда и Новокузнецка.

Целевые показатели: улучшение качества городской среды в полтора раза; обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов.

Вклад компании:
  • Корпоративные программа комплексного социально-экономического развития территорий «Территория РУСАЛа» и программа «Устойчивое развитие территорий социальной ответственности».


Целевые показатели: снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза.

Вклад компании в 2021 г.:
  • РУСАЛ реализует меры, направленные на снижение выбросов в атмосферу, организацию и проведение мониторинга качества воздуха, участие в реализации федерального проекта «Чистый воздух».
  • В 2021 г. РУСАЛ приступил к экологической модернизации заводов в Братске, Шелехове, Красноярске и Новокузнецке, предусматривающей переход на использование наилучших доступных технологий - технологии обожженного анода. Новое современное оборудование позволит снизить воздействие алюминиевых заводов на окружающую среду. Объем производства в конечном итоге не изменится, но потребление электроэнергии снизится на 16,5%, выброс фторидов — на 73%, выброс бенз(а)пирена — на 100%.
  • В начале 2022 г. РУСАЛ выпустил первый добровольный отчет об участии компании в реализации федерального проекта «Чистый воздух».


г) Национальная цель «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».

Целевые показатели: обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.

Вклад компании в 2021г.:

РУСАЛ с 2018 г. в своей кадровой политике применяет программу повышения оплаты труда. В 2021 г. РУСАЛ дважды повышал заработную плату сотрудникам российских предприятий: в начале года на 10–20% в зависимости от специальности, в сентябре — еще на 10%. Сегодня на всех предприятиях компании заработная плата значительно выше средней по регионам. В 2021 г. средняя заработная плата сотрудников выросла на 10% по сравнению с 2020 г., на 23% по сравнению с 2019 и на 36% по сравнению с 2018 г. Ежегодно в декабре месяце сотрудникам компании в России и СНГ выплачиваются премии по итогам работы. В отчетном году размер премии равнялся 100% от средней заработной платы сотрудника

Мониторинг и оценка корпоративной благотворительной деятельности / социальных инвестиций


Внутренняя оценка программ и проектов.

По всем социальным программам сотрудниками корпоративного благотворительного фонда (ЦСП) проводится внутренний мониторинг и оценка через ведение ежемесячной статистики по выделенным показателям и action-планов по социальным программам, анализ статистических и эмпирических данных, подготовка полугодовых и годовых отчетов корпоративного фонда ЦСП.

В рамках грантовых конкурсов проводится анализ качества и количества заявок от инициативных групп и организаций в территориях присутствия компании, оценивается: количество заявок в номинациях и направлениях конкурсов; активность грантозаявителей, включение новых организаций в конкурсы; объем софинансирования проектов; проблемы, актуальные для заявителей, и их корреляция с проведенными исследованиями социальной сферы в территориях присутствия компании; источники получения информации о конкурсах; количество созданных объектов инфраструктуры и сервисов по итогам реализации проектов; количество благополучателей реализованных проектов.

По итогам реализации проектов проводится сбор и анализ финансовых, содержательных и статистических отчетов. По итогам года сотрудники корпоративного фонда проводят открытые опросы благополучателей и встречи в рамках Клуба грантополучателей для подведения итогов программ и обсуждения достижений и проблем в совместной деятельности по реализации социальных программ компании.

В ходе реализации социально-образовательной программы Школа городских изменений (образовательные семинары, сессии, встречи со специалистами, мастер-классы, дистанционные курсы) собирается обратная связь от участников программы об их ожиданиях, потребностях, эффективности проведенных мероприятий и курсов. Проводится анализ количества участников образовательных мероприятий, и тех, кто прошел образовательные курсы онлайн, оценивается количество проектов, заявленных для участия в грантовых конкурсах от обучающихся в программе. В ходе городских событий, переговорных площадок сотрудники ЦСП получают обратную связь от партнеров и стейкхолдеров о реализации проектов и программ. Результаты деятельности региональных представительств фонда, реализация всех программ обсуждаются на стратегических сессиях фонда, на которых присутствуют все сотрудники, представители компании, эксперты (проводится 1 раз в год). Итоги программ и их результаты обсуждаются на Комитете социальной политики для принятия решений об их дальнейшей корректировке и механизмах реализации.

С 2018 г. применяется система внутреннего мониторинга реализованных инфраструктурных проектов-победителей грантовых конкурсов, а также проектов, финансируемых предприятиями компании по соглашениям о социально-экономическом сотрудничестве с муниципальными органами самоуправления или региональными органами власти, включающая методические рекомендации и инструкции, показатели и индикаторы оценки. Для грантополучателей функционирует электронная система мониторинга реализации проектов на грантовой платформе www.grants.fcsp.ru,предполагающая диалог с фондом, размещение фотоотчетов, пресс-релизов, публикаций текущих мероприятий, итоговых содержательных отчетов и отчетов о софинансировании в электронном виде.

Мониторинг реализованных инфраструктурных проектов проводится силами сотрудников ЦСП по пяти по четырех-бальной системе по 5 блоĸам критериев:
  • эффективность реализации проекта;
  • устойчивость проекта;
  • влияние проекта на развитие территории;
  • вклад проекта в развитие организации;
  • информирование о поддержке проекта компанией ОК РУСАЛ.


Внешняя оценка программ и проектов.

Для проведения социально-экономических исследований в регионах присутствия компанией привлекаются внешние эксперты в области территориального планирования и градостроительного развития. Результаты данного комплексного анализа по двум измерениям – степени проблематичности для населения и потенциалу участия компании – позволяют сделать переход от приоритетных проектных направлений к конкретным объектам. В итоге компания создает финальный список направлений развития городской среды. По этим направлениям формируется портфель социальных проектов, включающий те проекты, текущее состояние которых воспринимается как неудовлетворительное, а также те, которые обладают высоким потенциалом.

Выбор производится по пяти критериям:
  1. «Приоритеты». Направление развития соответствует приоритетам реализуемых благотворительных и социальных программ.
  2. «Поддержка». Направление развития недостаточно поддерживается муниципальной администрацией.
  3. «Профиль». Направление развития напрямую связано с бизнес-процессами компании.
  4. «Имидж». Высокий потенциал брендирования создаваемых объектов.
  5. «Охват населения ÷ затраты». Направление развития позволяет достигнуть максимального значения данного соотношения.


Результаты комплексных исследований социальной сферы в городах проходят обсуждение на уровне топ-менеджмента компании и глав муниципальных образований, которые также являются получателями и заинтересованной стороной итогового аналитического продукта. Результаты данных социологических исследований позволяют руководству компании и главам муниципальных образований выявить приоритеты социальной политики индивидуально для каждой территории, а также получить доказательную базу для разработки муниципальных программ социально-экономического развития; предложить перечень приоритетных проектов различного масштаба с учетом оценки значимости социальных проблем и мнения основных стейĸхолдеров; сформировать обоснованный и максимально эффективный набор социальных проектов и программ в муниципальных образованиях на среднесрочную перспективу с учетом актуальных проблем и потенциала развития территории; выработать рекомендации по выстраиванию совместной работы компании с городскими сообществами, малым бизнесом, органами власти и местного самоуправления; предложить перечень мероприятий по благоустройству городских общественных пространств и развитию объектов социальной инфраструктуры.

Индикаторы для оценки эффективности и социального воздействия проектов социальных инвестиций


При оценке эффективности и социального воздействия инвестиций в компании используются следующие показатели:
  • Востребованность: число поступивших заявок от жителей /организаций / участников программы «Школа городских изменений.
  • Качество: число выданных грантов или беспроцентных займов.
  • Охват: число населенных пунктов, где реализуются финансируемые проекты.
  • Устойчивость: доля софинансирования со стороны партнеров (% от общего бюджета программы).


Для более глубинного понимания факторов проектной устойчивости в 2018 г. сотрудниками ЦСП была разработана, внедрена и апробирована система внутренней оценки реализованных проектов победителями грантового конкурса «Территория РУСАЛа». Данная система позволяет оценить процент эффективных и устойчивых инфраструктурных проектов после получения грантового финансирования по пяти блокам критериев, включающих:
  1. Эффективность реализации проекта;
  2. Устойчивость проекта;
  3. Влияние проекта на развитие территории;
  4. Вклад проекта в развитие организации;
  5. Информирование о том, что проект поддержан компанией РУСАЛ.


По итогам собранной информации в соответствии с заявленными критериями проводится оценка проекта по степени соответствия каждого показателя заданным критериям по 4-х балльной шкале:
  • Показатель «не соответствует» ставится, если ни один источник не подтверждает соответствия данному критерию.
  • Показатель «соответствует в меньшей степени» ставится, если один важный источник и/или более источников не подтверждает соответствия данному критерию, но есть важные источники, подтверждающие соответствие.
  • Показатель «соответствует в большей степени» – если существуют один или более источников, не подтверждающих соответствия данному критерию, но имеются более одного важного источника, подтверждающих соответствие.
  • Показатель «полностью соответствует» – если все источники подтверждают соответствие критерию.


Для проведения оценки каждого реализованного проекта используются три основных метода сбора информации: опрос, наблюдение, анализ документации/ материалов. При анализе каждого проекта привлекается не менее семи источников информации, в том числе не менее пяти стейкхолдеров, например, руководитель проекта, руководитель организации, не менее двух благополучателей, партнер, информация по итогам наблюдения, информация из анализа документации и проектных материалов.

Результаты оценки уже реализованных проектов позволяют:
  • выявить узкие, сильные, слабые стороны, риски проектов, значимые социальные эффекты по итогам их реализации;
  • оценить процент эффективных, устойчивых проектов после получения грантового финансирования;
  • определить возможные области более глубоких исследований и оценки изменений, вызванных социальной программой для территории и организации;
  • по итогам анализа представленности и партнерства РУСАЛа в проектах могут быть вынесены предложения в коммуникационную стратегию компании, системы брендирования проектов, разработку сопровождающих информационных материалов и инструментов информирования о программе


Пример ключевой программы в области социальных инвестиций и благотворительности компании в направлении задач ЦУР и Национальных целей РФ


Программа «Устойчивое развитие территорий социальной ответственности»


Масштабная программа социальных инвестиций, безвозмездно направляемых на поддержку и развитие территорий и местных сообществ в виде денежных средств, имущества и/или услуг, а также оказание иной помощи с целью повышения уровня и улучшения качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных и/или социальных потребностей. Реализация программы не только обеспечивает социальный эффект, но и содействует реализации стратегии устойчивого развития РУСАЛа, обеспечивая долгосрочную устойчивость бизнеса.

Цели в области устойчивого развития:

Реализуя программу РУСАЛ вносит свой вклад в выполнение в достижение таких Целей устойчивого развития, содержащихся в Повестке дня в области устойчивого развития до 2030 года:
  • обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте;
  • обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
  • обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов;


Вкладу в достижение ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие» и ЦУР 4 «Качественное образование» способствуют масштабные проекты компании по развитию социальной инфраструктуры городов в сфере здравоохранения, образования и спорта, широкое вовлечение в добровольческую деятельность сотрудников предприятий и жителей городов, поддержка экологических социальных проектов и мероприятий. Вклад в достижение ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты вносит реализация проектов компании по созданию благоприятной социальной среды для производственной деятельности через реализацию социальных инвестиций в комплексное социально-экономическое развитие территорий с широким участием заинтересованных сторон.

Национальные проекты:
  • Жилье и городская среда
  • Образование
  • Здравоохранение


География:

г. Москва
Красноярский край: г. Ачинск и Ачинский район, г. Дивногорск, г. Красноярск, п. Таежный Богучанского района, Шарыповский район.
Кемеровская область: пгт. Белогорск, г. Новокузнецк.
Республика Хакасия: г. Саяногорск, г. Сорск.
Иркутская область: г. Братск, г. Шелехов и Шелеховский район, г. Тайшет и Тайшетский район.
Свердловская область: г. Каменск-Уральский, г. Краснотурьинск, г. Североуральск
Волгоградская область: г. Волгоград
Мурманская область: г. Кандалакша
Ленинградская область: г. Бокситогорск
Республика Коми: г. Ухта, п. Чиньяворык, Княжпогостский район
Республика Карелия: пгт. Надвоицы

Целевая аудитория (благополучатели):

Основными благополучателями программы являются жители 24 муниципальных образований 11 регионов России (3,5 млн человек).

Цель:

Создание благоприятной социальной среды для производственной деятельности компании через внедрение устойчивых моделей социальных инвестиций в комплексное социально-экономическое развитие территорий с широким участием заинтересованных сторон.

Задачи программы:
  • Обеспечить индивидуальный подход к определению приоритетов социальной политики и социальных инвестиций компании на основании комплексных исследований социальной сферы, городских планов действий, учитывающих специфику территорий и особенности предприятий компании.
  • В рамках стратегии устойчивого развития реализовать проекты, обеспечивающие значимые позитивные социально-экономические преобразования, направленные на повышение качества жизни и развитие местных сообществ в территориях ответственности компании.
  • Обеспечить системную комплексную оценку результатов реализации стратегии устойчивого развития компании в территориях ответственности и механизмы принятия решений, основывающихся на данных об эффективности социальных инвестиций.


Описание программы:

Программа включает 4 основных этапа, которые реализуются последовательно в территориях ответственности компании с 2015 по 2030 гг.

I ЭТАП: Комплексные исследования социальной сферы территорий.

В 2003 г. компания провела первое социологическое исследование для анализа социальной проблематики регионов. По результатам исследования был определен ряд приоритетных направлений, а годом позже был задан проектный подход в благотворительной деятельности и запущен первый грантовый конкурс. В 2015 г. разработана градостроительная стратегия для г. Ачинска.

Начиная с 2017 г. анализ потребностей территорий, или «предпроектная оценка», проводится в формате регулярных комплексных исследований социальной сферы для определения ключевых социальных проблем, приоритетов социальной политики компании и точек развития в городах ответственности.

Отчеты по итогам исследований стали основой для разработки стратегий и программ социальной политики, в которых приведен структурированный перечень проектов различного масштаба, актуальных для территории, с учетом оценки значимости социальных проблем и мнения основных стейкхолдеров. Посредством прямых инвестиций компании была реализована часть наиболее востребованных жителями проектов, определены капиталоемкие проекты, которые требуют привлечения ресурсов федерального бюджета (в рамках программы развития моногородов, реализации приоритетного проекта «Комфортная городская среда и др.) при безусловной поддержке на муниципальном и региональном уровнях.

II ЭТАП: Согласование приоритетов, разработка и утверждение программ социальной политики РУСАЛа в территориях.

На данном этапе проводится обсуждение, согласование и оценка итогов комплексного исследования с ключевыми стейкхолдерами, согласование приоритетов и программ на Комитете по социальной политике компании, определяются механизмы и ключевые проекты программ социальной политики в территориях и объем финансирования их реализации, проводятся переговоры с администрациями муниципальных образований, осуществляется принятие разного уровня соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с целью финансирования ключевых проектов.

По результатам разработки стратегии принимаются следующие решения:
  • Определение объема финансирования на среднесрочную перспективу мероприятий по реализации стратегии социальной политики;
  • Реализация компанией отдельных наиболее востребованных проектов;
  • Развитие инфраструктуры поддержки социальных проектов на базе Центра социальных программ либо иных подразделений компании;
  • Проведение обучающих мероприятий для потенциальных участников проектов и программ в рамках образовательной программы «Школа городских изменений»;
  • Продвижение интересов городов на региональном и федеральном уровнях, привлечения финансирования из вышестоящих бюджетов;
  • Развитие трехстороннего сотрудничества между компанией, администрацией города и региональными органами власти с установлением обязательств бюджета по софинансированию социальных проектов и объектов благоустройства в долгосрочной перспективе


III ЭТАП. Реализация программ социальной политики РУСАЛа в территориях.

Непосредственная реализация ключевых проектов и мероприятий в рамках утвержденных программ социальной политики РУСАЛа в территориях. Создание рабочих групп с участием всех заинтересованных сторон, координирующих реализацию программ в территории. Организация строительных работ и благоустройства в рамках ключевых проектов: привлечение архитекторов, анализ обоснованности расчетов, отбор подрядных организаций, технический надзор и приемка работ, приобретение и монтаж оборудования.

С целью максимального вовлечения жителей в процессы улучшений в ходе реализации программ социальной политики проводятся фокус-группы, сбор обратной связи, онлайн голосование по ряду проектов.

Для повышения эффективности реализации поддержанных проектов и развития местных сообществ в территориях проводятся образовательные события, коммуникационные площадки, акселераторы и дистанционные курсы повышения квалификации - «Школа городских изменений» по направлениям: социальное проектирование, социальное предпринимательство, корпоративное волонтерство, развитие городской среды.

IV ЭТАП Комплексная оценка – исследование результатов реализации программ социальной политики в территориях ответственности.

По окончании реализации проектов за среднесрочный период в территориях проводится независимая внешняя комплексная оценка – исследование результатов реализации программы социальной политики компании, включающая:
  • обзор открытых источников информации, интервью с руководителями предприятий компании и администрации муниципальных образований,
  • социологический опрос, фокус-группы с жителями,
  • осмотр территории с посещением основных социальных объектов,
  • экспертная оценка эффективности реализации программ в рамках социальной политики,
  • оценка рейтинга «алюминиевых» городов ответственности,
  • оценка репутационных характеристик компании в территории.


В результате оценки проводится:
  • анализ влияния программ на решение социальных проблем, в т.ч. комплексная оценка вклада в решение городских проблем;
  • сбор предложений по поддержке новых городских проектов;
  • оценка значимости поддержанных компанией городских проектов и характера взаимодействия с органами власти и местного самоуправления;
  • определение основных направлений социальной политики РУСАЛа на следующий среднесрочный период;
  • формирование рекомендаций по выбору обоснованного и максимально эффективного набора социальных проектов и программ компании в муниципальных образованиях на следующую среднесрочную перспективу с учетом актуальных проблем и потенциала развития территории.


По итогам IV этапа определяются и внедряются новые приоритеты и программы социальной политики компании в муниципальных образованиях на среднесрочную перспективу.

Результаты программы:

Непосредственные результаты:

В результате реализации программы только с 2015 г. проинвестировано более 10 млрд руб. в 24 территориях 11 Субъектов Федерации.

В 2021 г. в рамках программы фонд осуществил пожертвований на сумму 2,3 млрд руб. более чем 180 организациям и 11 физическим лицам в более чем 18-ти территориях ответственности компании РУСАЛ.

По решению Комитета по социальной политике РУСАЛа, в том числе в рамках заключенных соглашений о социально-экономическом сотрудничестве в 2021 г. в рамках были профинансированы следующие значимые инфраструктурные проекты:
  1. Проекты в г. Ачинске и Шарыповском районе Красноярского края, г. Белогорске Кемеровской области: ремонтные работы в учреждениях образования Ачинского района; ремонтные работы лыжной базы в селе Парная Шарыповского района; приобретение детской игровой площадки для туристско-рекреационной зоны в селе Парная и реконструкция памятника участникам Великой Отечественной войны в Шарыповском районе; изготовление ограждения Парка Победы в г. Ачинске; строительство детского технопарка «Кванториум» в г. Ачинске, и другие.
  2. Проекты в г. Красноярске: благоустройство Парка им. Горького; строительство гольф-комплекса; лагоустройство дворовых территорий Советского района; благоустройство сквера "Солнечная поляна".
  3. Проекты в г. Братске Иркутской области: реконструкция парка Металлургов, включая обслуживание парка; благоустройство Яхт-клуба; ремонтные работы муниципальных квартир.
  4. Проекты в г. Шелехове: ремонт стадиона «Металлург»; проведение ремонтных работ пешеходного моста в Подкаменском сельском поселении; ремонт пешеходной дорожки «ИркАЗ - 1-й микрорайон»; закупка уборочной техники для администрации Шелеховского района; и другие.
  5. Проекты в г. Тайшете: рмонтные работы в общежитии Тайшетского промышленно-технологического техникума и закупка бытовой техники.
  6. Проекты в г. Новокузнецке: работы по покраске фасадов многоквартирных домов; работы по ремонту асфальтового покрытия тротуаров; работы по строительству 2-й очереди уличного освещения в квартале "А" Новобайдаевского микрорайона; работы по изготовлению и установке остановочных павильонов на территории Кузнецкого и Орджоникидзевского районов; работы по ремонту входных узлов и благоустройству территории в МБОУ «Лицей № 104»; приобретение термоконтейнеров и хладоэлементов для хранения и перемещения вакцин; и другие.
  7. Проекты в г. Саяногорске: благоустройство парка отдыха в селе Новомихайловка; капитальный ремонт МБОУ МО г. Саяногорска "СОШ № 6", приобретение школьной мебели и учебного оборудования.
  8. Проекты в г. Каменске-Уральском: ремонтные работы в ГАУЗ СО «Городская больница в г. Каменск-Уральский»; благоустройство бульвара Парижской Коммуны от ул. Гоголя до ул. Алюминиевой; ремонтные работы в детских садах и школах; работы по установке светопрозрачных конструкций на объекте культурного наследия регионального значения, ансамбль "Спортивный комплекс "Салют" и Дворец пионеров, конец 1950 - начало 1960-х гг."; и другие.
  9. Проекты в г. Североуральске: ремонт Дворца Культуры «Горняк».
  10. Проекты в г. Волгограде: ремонт и реставрация фасада объекта культурного наследия МБУК «Дворец культуры Тракторозаводского района Волгограда».
  11. Проекты в г. Кандалакше: благоустройство дендрологического парка заповедника "Кандалакшский государственный природный заповедник".
  12. Проекты в г. Бокситогорске: установка ограждения и монтаж спортивного оборудования.


Социальные результаты:

В 2021 г. РУСАЛ в рамках программы «Устойчивое развитие территорий социальной ответственности» завершил самый масштабный инфраструктурный проект за всю историю своей благотворительной деятельности - «Строительство Медицинских центров помощи и спасения» в 7-и городах России (Ачинск, Краснотурьинск, пос. Таёжный, Шелехов, Братск, Саяногорск, Тайшет) и антикризисная поддержка здравоохранения регионов в период пандемии COVID-19. На завершение ремонтных работ, оснащение и благоустройство прилегающих к объектам территорий было направлено 0,8 млрд руб. Общий объем социальных инвестиций в создание медицинских центров за период 2020–2021 гг. составил 3,4 млрд руб. Открытие «Медицинских центров помощи и спасения» по итогам реализации проекта позволило сгладить зависимость небольших городов от удаленно расположенной медицинской инфраструктуры региональных центров. Теперь жителям больше не приходится ехать около 400 км от Тайшета до Красноярска или от Краснотурьинска до Екатеринбурга, чтобы получить высококвалифицированную помощь или сделать компьютерную томографию. При этом, новые медцентры оказывают медицинскую помощь не только людям в тех городах, где они были построены, но и жителям из прилегающих районов и ближайших городов. Например, численность населения Краснотурьинска – около 60 тыс. человек. Однако новый центр принимает пациентов из расположенных недалеко городов Серова, Карпинска, Североуральска. Поэтому охват оказания высокотехнологичной медицинской помощи составляет свыше 200 тыс. жителей севера Свердловской области, а у 7 медцентров в целом – более 1,5 миллиона жителей. Крупнейшим проектам благоустройства в рамках программы в 2021 году стал проект развития Центрального парка им. А.М. Горького в г. Красноярске (общий бюджет проекта свыше 1 млрд руб.), который стал продолжением благоустройства объектов в историческом центре Красноярска – Площади Революции и сквера им. Сурикова, проведенного РУСАЛом в 2018-2019 гг. Для выбора наилучшей архитектурной концепции для реконструкции Парка им. Горького компания РУСАЛ провела в 2020 г. Международный конкурс с привлечением лучших архитектурных бюро и консорциумов для разработки предложений с учетом пожеланий жителей города.

В 2021 г. 36% инвестиций программы было направлено в сферу образования, в том числе отремонтированы более 40 учреждений образования в 11 территориях. В частности, в рамках соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с Правительством республики Хакасия РУСАЛ выдел 65,8 млн руб. в целях реализации мероприятий по созданию и обеспечению функционирования центров образования естественно¬научной и технологической направленностей в 13 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах (проект «Точка роста»), на ремонтные работы в 29 образовательных учреждениях и оснащение учебниками школы № 31 в г. Абакане и приобретение мебели для детского сада в г. Черногорске. Также при поддержке компании реализована масштабная программа по привлечению в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова талантливых молодых ученых, проводящих фундаментальные и прикладные научные исследования по направлениям «искусственный интеллект» и «когнитивные системы».

Социальный эффект:

Ответственная позиция РУСАЛа по отношению к фундаментальным потребностям жителей территорий, позволяет добиваться мультипликативного социального эффекта – с одной стороны повышение качества и доступности услуг в сфере образования, медицины и досуга, что, в свою очередь, повышает удовлетворённость населения качеством жизни в этих важных социально значимых сферах. С другой – помогает раскрывать потенциал социально активной молодёжи, создавать новые рабочие места, развивать сферу социальных услуг, предпринимательство, решая задачи предотвращения асоциального поведения, а также снижения оттока населения из территорий ответственности.

В 2022 году для комплексной оценки воздействия на устойчивое развитие территорий социальной ответственности РУСАЛ инициировал разработку Индекса устойчивого развития территорий ответственности компании и систему оценки воздействия результатов социальных программ.

По итогам реализации данной задачи предполагается получить инструменты для повышения эффективности социальных инвестиций с использованием данных регулярной оценки воздействия и динамики изменений качества жизни по 12 направлениям:
  1. Качественное и доступное жилье
  2. Возможности для заработка и профессионального развития
  3. Хорошее здоровье и развитое медицинское обслуживание
  4. Качественное образование для детей и взрослых
  5. Удобство передвижения в городе и возможность выехать за его пределы
  6. Удобная и разнообразная городская среда
  7. Хорошая экология
  8. Общественная безопасность
  9. Общение с близкими, доверие в обществе, участие в социальных мероприятиях
  10. Баланс между работой и личной жизнью, возможности для отдыха и потребления
  11. Правовое государство и обеспечение свобод личности, равенство возможностей
  12. Удовлетворенность своей жизнью и уверенность в завтрашнем дне


В частности, одним из важных социальных эффектов по итогам реализации проекта «Строительство Медицинских центров помощи и спасения» в 7 городах в 2021 г. является снижение смертности от инфекционных респираторных заболеваний и пневмоний, так как по итогам реализации проекта значительно увеличен охват жителей основными медико-санитарными услугами в виде увеличения численности специализированного инфекционного коечного фонда: при непосредственной численности населения в 7 городах реализации программы и прилегающих районах 600 342 чел. показатель прироста инфекционного коечного фонда составил 8,0 коек на 10 000 чел. При этом, например, по данным Статистического сборника по здравоохранению Иркутской области за 2019 г. , обеспеченность инфекционным фондом до пандемии составляла 2,6 койки на 10 000 чел. взрослого населения.

Оценка:

Внутренняя оценка: В компании мониторинг реализации социальных проектов и программ производится на нескольких уровнях, и для каждого из них разработана отдельная система показателей. Ведется учёт количественных показателей по всем текущим социальным проектам, а также по операционной деятельности фонда. Основная цель мониторинга – получить исчерпывающие эмпирические и статистические данные о реализации проекта для последующего анализа. По каждой из программ проводится оценка результативности: используется ряд показателей, с помощью которых определяется ее востребованность и устойчивость. Оценка осуществляется на всех этапах: разработки, реализации, по итогам завершения ключевых этапов, годичного цикла или всего периода реализации, и включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю оценку.

Внешняя оценка: Для проведения социально-экономических исследований в регионах ответственности компания привлекает внешних экспертов в области территориального планирования и развития. Исследовательские методы включают не только сбор статистических данных и анкетирование жителей по вопросам удовлетворенности качеством городской среды и инфраструктуры, но также и физический осмотр и фотофиксацию территорий, проведение фокус-групп, интервью и серию встреч с ключевыми заинтересованными сторонами, в том числе с представителями власти, профильными комитетами и городскими лидерами.

В 2021 г. РУСАЛ привлек Национальный центр государственно-частного партнерства для проведения анализа текущего состояния инфраструктуры и инфраструктурной потребности городов в 11 территориях ответственности компании. В результате анализа были определены перспективные проекты для городов, реализация которых возможна, в том числе, с привлечением государственного софинансирования.

В 2021-2022 гг. проведена разработка городских планов действий в гг. Ачинск, Тайшет, Братск, с. Богучаны и и п. Таежный Красноярского края, оператором выступает консалтинговая Компания «КБ Стрелка».

В 2022 г. для комплексной оценки воздействия на устойчивое развитие территорий социальной ответственности РУСАЛ инициировал разработку Индекса устойчивого развития городов и систему оценки воздействия результатов социальных программ
127053, г. Москва, ул. Сущёвская, дом 9, стр. 4, офис 311
Форум Доноров - Маршрут №17